Fibrum: «Наша миссия — сделать виртуальную реальность доступной каждому»

Разработчик шлема виртуальной реальности компания Fibrum получила официальный статус резидента Центра мобильных технологий в кластере информационных технологий Фонда «Сколково». 7 октября 2015, 09:28
Проект из Казани уже добился известности в среде экспертов IT-отрасли, привлек внимание прессы в России и за рубежом, полюбился посетителям технологических выставок, в которых активно участвует. Компания самостоятельно запустила продажу своих устройств в российской рознице, начав сотрудничать с сетью re:Store. Второй крупной сетью, начавшей продавать шлемы Fibrum, стала сеть «М.Видео» — продажи шлемов стартовали в середине сентября. 
Fibrum вызвал ажиотаж на первой же выставке, где был представлен шлем виртуальной реальности. Фото: Fibrum
Sk.ru поговорил с основателем компании Ильей Флаксом о текущих достижениях Fibrum и планах будущее.

«Наша миссия — сделать виртуальную реальность доступной каждому, — начал разговор Илья Флакс. — Это цель, к которой мы идем. Поэтому наш шлем виртуальной реальности абсолютно универсален, может работать с любыми смартфонами — Android, iPhone или Windows Phone. Это самые распространенные в мире системы. С Windows Phone мы стали работать первыми из разработчиков нашего направления. То есть, мы ставим перед собой цель, чтобы каждый человек, независимо от того, какой у него телефон, мог погрузиться в виртуальную реальность в любой точке земного шара, будь то дом, дача или самолет, какая-то выставка — что угодно». 

Такая универсальность пока не доступна конкурентам Fibrum — тому же Oculus, с которым российский шлем частенько сравнивают. «Oculus требует крутую видеокарту, а это несколько тысяч долларов, плюс сами очки стоят 500 долларов. Причем они работают только с проводами, с ними нельзя походить по комнате без ограничений. И это не взирая на то, что им дали два миллиарда долларов инвестиций, а нам никто не давал денег — мы сами вышли в ритейл и начали продажи», — рассказал Илья Флакс. Другой конкурент — Samsung Gear VR — работает только с последними аппаратами Samsung. Его продажи стартуют в ноябре, анонсированная цена для США — 99 долларов. 

Шлемы Fibrum начали продаваться в июле этого года за 7 тысяч 990 рублей. Первой партнерской сетью для Fibrum стала re:Store. В сентябре стартовали продажи устройств виртуальной реальности в «М.Видео». 

Все началось с мечты

«Больше 12 лет я работаю в сфере GameDev, и одна из моих предыдущих компаний – IMMO Games была номером один в «ВКонтакте» по числу пользователей — самое популярное приложение мы сделали с нуля. Виртуальной реальностью я просто увлекся — много фильмов, идей, к этому многое шло. Сначала появилась мечта, затем мы начали проект просто ради эксперимента. Когда мы приехали на первую же конференцию — это была SEO Conference в Казани — мы, можно сказать, сорвали мероприятие, потому что никто не ходил на лекции, все стояли у нашего стенда, не прерываясь на обед. Тогда мы поняли, что движемся в правильном направлении», — рассказывает Илья Флакс. 
Илья Флакс. Фото: Fibrum
Поначалу никто не предполагал, что «тема выстрелит». Сейчас разговоры о перспективах виртуальной реальности можно услышать где угодно — от технологической конференции до класса общеобразовательной школы, говорит основатель Fibrum: «Мы активно обсуждаем с Минобразования, Минкультуры и Российской академией наук возможности применения виртуальной реальности для сферы образования. Представьте уроки ОБЖ, природоведения, истории, биологии, химии или физики не с унылыми учебниками из прошлого, которые мало кому интересны, а с использование VR. Школьник надевает шлем и видит события так, будто находится в них. Он может наблюдать в интерактиве за процессами в организме — например, как движется по сосудам кровь. Виртуальная реальность позволяет показать то, что раньше было невозможно увидеть своими глазами». 

Самый очевидный рынок применения виртуальной реальности — игры и развлечения. Второе направление — упомянутое выше образование. Третье — архитектура и недвижимость, рассуждает Илья Флакс: «Показывать картинки — это прошлый век. А мы делаем решение, которое позволит клиенту в офисе продаж рассмотреть в деталях корпус непостроенного еще дома, посмотреть, что будет на этаже, зайти в квартиру, оценить планировку и даже вид из окна. Причем, вид будет свой для каждого этажа, будет показана вся инфраструктура, можно будет оценить все детали и принять решение». 

Шлемы виртуальной реальности могут использоваться для тренировки космонавтов, при обучении медиков, для подготовки к экзаменам на права для вождения автомобилем. Все, что есть в реальном мире, можно смоделировать в VR.
 

Новый бум приложений

«Мы начали заниматься всем этим полтора года назад — тема виртуальной реальности не была столь популярна, как сейчас. Мы сделали свой SDK (software development kit) для разработчиков, чтобы они могли создавать свои приложения для виртуальной реальности. Сейчас у Fibrum больше приложений, чем у любого конкурента, и они лучше по качеству — по мнению компании Google мы лучший глобальный стартап этого года. У ближайшего конкурента 6-7 приложений, у нас — 20, и 6 млн скачиваний». 

Fibrum сама создает приложения, а также активно привлекает внешних разработчиков и сотрудничает с ними по модели издательства. Сейчас с компанией работает более 30 команд разработчиков. Все приложения и игры виртуальной реальности продаются в специальном магазине FibrumStore, созданном компанией. Кроме того, компания работает с крупнейшими внешними магазинами приложений. 

По мнению Ильи Флакса, рынок приложений виртуальной реальности будет развиваться так же стремительно, как это происходило с рынком мобильных приложений с момента выхода первого iPhone. Это мнение разделяют и мировые аналитические компании — так, например, KZero прогнозирует рост рынка VR (hardware+software) до 16 млрд долларов. Из них 60% будет приходиться именно на софт. 

Из Сколково на мировой рынок

Интересоваться возможностями, которые предоставляет молодым развивающимся компаниям Сколково, в Fibrum стали давно — еще до момента первых продаж. Какое-то время заняло обдумывание решения получить статус резидента, несколько месяцев ушло на процесс подготовки и рассмотрения заявки. «Лично я верю в российские инновации, и мне очень хочется в них участвовать, их поднимать. Не так много компаний из России добились мировой славы, и хочется, чтобы таких примеров было больше. В Сколково, как мне кажется, создается один из центров, в которых концентрируются умные люди, инновации, креатив, творчество. Второй аспект — налоговые льготы и специальные условия — тоже важны, но для нас это не было определяющим моментом. Лично меня больше привлекла возможность найти новые контакты, партнеров, добиться синергии», — говорит Илья Флакс.
Шлем Fibrum. Фото: Fibrum
роизводство Fibrum запущено в Китае. Поначалу шлемы собирались в России, но поняв, что пора выходить на большие объемы, компания провела исследование и, рассмотрев фабрики нескольких стран, остановилась на выпуске в Поднебесной. «В Китае делается только основная, пластиковая часть шлема. Все остальное — ремешки, линзы, финальная сборка, контроль качества — все это сейчас происходит в России», — рассказал Илья Флакс. По его словам, на текущий момент произведено в общей сложности около 10 тысяч шлемов. 

Начать продажи в кратчайшие сроки было важно, но компания предъявляет свои условия партнерским сетям, рассказал Илья Флакс: «Мы изначально разговаривали со всеми работающими в России крупными сетями электроники. И практически все они были готовы взять наш продукт к себе на полки. Но мы исходим из того, что наши шлемы не должны просто лежать в коробках — нужно их показывать, то есть, нужна возможность демонстрации. С re:Store нам удалось договориться о демо-выкладке. Ну а теперь мы договорились и с «М.Видео», где есть специальные гаджет-зоны, в которых можно познакомиться с продуктом. Просто наши видения совпали. Конечно, мы надеемся, что и другие сети, глядя на положительный пример, согласятся на некие спецусловия для работы с нами». 

Продажи в рознице за короткий летний период, прошедший со старта, глава Fibrum называет «более чем успешными», не давая оценки в штуках. При этом он уверен, что осенью-зимой дела пойдут еще лучше. «До конца года мы планируем продать около 20 тысяч шлемов», — заявил он. 

Компания уже вышла на небольшие объемы продаж за рубежом — в США и Европе. Цель на ближайшие месяцы — расширить присутствие на мировом рынке, вступив в полноценную борьбу за покупателей устройств VR в зарубежной рознице. 

Следующим шагом станет выпуск нового поколения шлемов — Fibrum Ultra. Если Fibrum Pro может работать с любым смартфоном, то следующей версии вовсе не понадобится ни смартфона, ни проводов — в шлем будет встроен экран, Wi-Fi, Bluetooth, видеокарта — то есть, устройство будет совершенно автономным. Выпуск новинки запланирован на начало 2016 года.
Комментирует руководитель Центра мобильных технологий Фонда «Сколково» Василий Рыжонков: 

«Ниша массово доступных и дешевых шлемов, а также контента для них наиболее привлекательна с точки зрения бизнеса и может составить около нескольких сотен миллионов долларов в перспективе 2-4 лет. Именно на этом рынке, в первую очередь, работает компания Fibrum — при этом она также реализует и несколько заказных разработок для b2b и b2g заказчиков. Центр мобильных технологий активно помогает Fibrum выходить на международный рынок, с поиском заказчиков и PR. Одним из ключевых факторов успеха в данной области, в числе прочих, является понимание публикой того, что такое виртуальная реальность, чем она может быть полезна, интересна и важна. Отмечу, что в рамках нашего центра сконцентрировано около 20 проектов в сфере виртуальной и дополненной реальности, которые будут находить свои ниши на рынках. В конечном итоге, все они смогут привести нас к созданию технологий полного погружения для взаимодействия между цифровым и физическим миром. Зарождающиеся технологические и рыночные экосистемы изменят то, как мы живем, изменят целые индустрии».